Об управлении

Деятельность управления образованием

В Гомельской области функционирует 680  учреждений, реализующих программу дошкольного образования: 511 учреждений дошкольного образования различного профиля и 169 учебно-педагогических комплексов детский сад-школа. Сеть учреждений дошкольного образования многофункциональна: 139 детских садов, 311 яслей-садов, 1 ясли, 24 дошкольных центра развития ребенка, 4 семейных детских сада, 29 санаторных и 13 специальных учреждений. Охват детей дошкольным образованием   от 1 года  до 6 лет составляет 72,9% (в сельской местности – 54,3%).

 В системе общего среднего образования на сегодняшний день создана сеть, позволяющая в полной мере удовлетворить образовательные запросы как городских, так и сельских детей. В каждом районном центре открыта гимназия (30). Работают 4 лицея (2 областных – в г.г.Гомеле и Мозыре), 1 районный – в Речице, 1 городской – в Гомеле.

На основании приказа Министерства образования Республики Беларусь определены учреждения образования – участники реализации инновационного проекта.

Статус инновационной площадки Министерства образования по апробации нового содержания образования получили 21 учреждение Гомельской области.

Реализуются направления деятельности, связанные с информатизацией системы образования. Каждое учреждение образования области имеет компьютерный класс, выполняется государственный социальный стандарт (1 компьютер приходится на 12 учащихся при нормативе 1 – на 30). 

Деятельность по поддержке и сопровождению одаренных учащихся осуществляется по следующим основным направлениям:

• работа с учащимися, включенными в банк перспективного резерва областных команд по учебным предметам, по индивидуальным планам с использованием современных информационных технологий; 
• работа областных профильных лагерей для одаренных учащихся области в период осенних и летних каникул; 
• организация деятельности межшкольных районных факультативов в каждом районе области; 
• проведение учебных сборов по подготовке к заключительному этапу республиканской олимпиады на базе Гомельского государственного университета имени Ф.Скорины, Мозырского государственного педагогического университета имени И.П. Шамякина, Гомельского областного института развития образования.

Развитию способностей и познавательных интересов школьников способствует их участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. Традиционными массовыми областными мероприятиями стали:

- лингвистические конкурсы «Знай и люби русский язык», «Искусство говорить» (по иностранным языкам), 

- областная научно-практическая конференция учащихся по естественно-научному и социально-гуманитарному направлениям «Поиск»,

- фестиваль юных исследователей «КоллегиУМ»,

- олимпиада для учащихся среднего звена, 

- заочные конкурсы исследовательских и творческих работ, 

- конкурсы риторического мастерства по белорусскому, русскому языкам, другие.

Ежегодно в этапах республиканской олимпиады по учебным предметам принимают участие свыше 90 тысяч школьников области. В 2014 году в областном этапе участвовал 1291 учащийся. На заключительный этап республиканской олимпиады 2014 года по 16 учебным предметам направлено 203 представителя области. Дипломами победителей награждены 96 учащихся.

Начиная с 1998 года, премией областного исполнительного комитета ежегодно отмечаются учащиеся, добившиеся высоких результатов в интеллектуальной и общественной деятельности. За 15 лет 720 талантливых молодых людей награждены премиями. Аналогичные решения приняты практически в каждом районе области, г.Гомеле.

С целью морального и материального стимулирования работников учреждений образования области принято решение Гомельского облисполкома от 11.03.2004г. №170 «Об учреждении ежегодных премий Гомельского областного исполнительного комитета педагогам, подготовившим победителей заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам».

С 2007 года приказом управления образования учреждены премии тренерам областных команд, добившимся значительных результатов в работе с интеллектуально одаренными учащимися.

Продолжалась работа по совершенствованию системы специального образования.  В области проживает свыше 20 тысяч детей с особенностями психофизического развития. Охват детей специальным образованием и коррекционно-педагогической помощью составляет 99%.

 

Приоритетными направлениями и задачами в процессе воспитания учащихся являются:

- дальнейшее совершенствование идеологической, воспитательной работы; 
- воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека, к государственным символам, языку, традициям и культуре народов, проживающих на территории Республики Беларусь; 
- развитие ученического самоуправления, детского и молодежного движения;
- профилактика вредных привычек среди несовершеннолетних; 
- предупреждение противоправных поступков несовершеннолетних.

Деятельность отделов, учреждений образования по организации воспитательной работы направлена на реализацию приоритетных задач Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы.

В учреждениях общего среднего образования открыто более 8,5 тыс. кружков, клубов, секций, творческих объединений, в которых занимается свыше 118 тыс. школьников. Общий охват обучающихся полезной занятостью составляет 94% (2010 – 84%).

В области работает 69 учреждений дополнительного образования, в которых открыто более 4,2 тыс. кружков, секций, клубов, творческих объединений, спортивных групп с охватом более 50 тыс. человек от общего количества учащихся учреждений общего среднего образования области.

Кроме того, функционирует 20 спортивных учреждений (детские юношеские спортивные школы, специализированные детские юношеские спортивные школы олимпийского резерва), их посещает свыше 9 тыс. учащихся.

Следует отметить, что в целях оптимизации работы со школьниками, в том числе состоящими на различных видах профилактических учетов, управлением образования составлен единый календарь областных массовых мероприятий с учащимися общего среднего образования, согласованный со всеми заинтересованными структурами и ведомствами.

С целью правового просвещения подростков в школах области созданы Центры правовых знаний, в рамках которых осуществляется работа с педагогами, учащимися, их родителями.

В области 4 970 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Получили активное развитие приемные семьи. В 2006 г. функционировали 452 приемные семьи (713 детей), в 2011 г. – 1 001 семья (1 695 детей). Открыты детские дома семейного типа. В 2006 г. было 3 детских дома семейного типа (23 ребенка), в 2011 г. – 26 домов (200 детей).

В каждом районе области создана система работы с детьми, находящимися в социально опасном положении: их выявление, учет, оказание им помощи.

 

версия для печати